Создание пилотной площадки

      Наше образовательное учреждение с декабря 2020 года включено в состав федеральной инновационной площадки по теме  «Проектирование системы работы, направленной на развитие раннего и младенческого возраста» издательства «Русское слово» в рамках программно-методического комплекса «Мозаичный парк» по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет.

     В Проекте педагоги будут апробировать программно-методический комплекс «Воробушки», который предназначен для решения задач повышения качества образования для детей раннего возраста. Данный комплекс может внедряться при реализации любой основной программы дошкольного образования.

     Цель проекта: создать в дошкольной организации благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями посредством выстраивания системы работы по развитию детей раннего и младенческого возраста и внедрения программно-методического комплекса по раннему и младенческому возрасту «Воробушки».

      Основные задачи проекта:

— создание единой методической базы по вопросам развития детей раннего и младенческого возраста на основе программно-методического комплекса «Воробушки» через обучение, в рамках курсов повышения квалификации, педагогов дошкольных образовательных организаций;

— создание системы условий для укрепления здоровья детей и освоения ими разных видов деятельности в их динамике с помощью обогащения развивающей предметно-пространственной среды ДОО;

— формирование социальной среды в ДОО: наличие индивидуального пространства ребёнка, возможность трансформации среды в зависимости от ситуации;

— использование технологий программно-методического комплекса «Воробушки», направленных на комфортное развитие психоэмоционального состояния каждого ребёнка данного возраста.

Документы

Аннотация. Описание программы

Аннотация

     Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий  по  педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. Программа содержит перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста. Программа имеет полное методическое обеспечение (пособия с описанием развивающих занятий, детские книги, игрушки и т.д.), которое представлено в ПМК «Воробушки». 

 

Пояснительная записка

     Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных организациях (группах раннего возраста в детских садах, организациях дополнительного образования).

    Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями Программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И. Лисиной.

    Программа «Первые шаги» построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При её разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.

     Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

     Программа «Первые шаги» может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

Социально-коммуникативное развитие

 Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» содержат описание основных направлений работы педагога с детьми раннего возраста, особенностей взаимодействия с ними, способов формирования у них социальных навыков, навыков общения со взрослыми и сверстниками. В пособии также содержится перечень игр, направленных на развитие общения, даётся характеристика этих игр.

 

 

 

Познавательное развитие

Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» содержат описание игр и занятий для познавательного развития детей, на развитие у них предметной деятельности, а также восприятия, мышления, целенаправленности, самостоятельности. Авторы пособия подробно характеризуют особенности познавательного развития в раннем возрасте и его отдельных составляющих (в том числе восприятия, мышления), дают рекомендации педагогам по реализации образовательных задач в данной области.

 

 

Развитие игровой деятельности

Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» подробно характеризуют особенности игровой деятельности детей 1–3 лет, этапы её становления. Автор даёт рекомендации педагогам, как создать адекватную предметную среду для развития процессуальной игры, как разнообразить действия детей, пробудить у них воображение, инициативу. Пособие содержит описание разнообразных сюжетов для процессуальных игр и игр-замещений.

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» содержат описание игр и занятий, направленных на приобщение детей к изобразительным видам деятельности, музыке, театрализованной деятельности, развитие у них эстетического отношения к окружающему миру. В пособии содержатся рекомендации педагогам по реализации задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

 

 

 

Физическое развитие

Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» содержат описание игр и  занятий на развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания) и координации движений. В пособии содержатся рекомендации педагогам по реализации задач в образовательной области «Физическое развитие».

 

 

 

 

 

 

Речевое развитие

Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» описывают основные направления работы педагога в образовательной области «Речевое развитие». В пособии подробно характеризуются этапы становления речи в раннем возрасте — от периода автономной речи к возникновению первых активных слов и до усвоения грамматических азов языка, описаны педагогические приёмы, которые используются в повседневной жизни для речевого развития ребёнка. В пособии представлены также специальные игры и занятия на развитие пассивной и активной речи.

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие. Младенческий возраст

Младенчество — особый возраст в жизни человека, не похожий на все другие. Уже на первом году жизни у ребёнка формируются взаимоотношения с окружающими людьми, развиваются разнообразные способы познания мира предметов, закладываются основы личности и самосознания. Этапы в развитии общения служат вехами, разграничивающими первый год жизни на два возрастных периода: первое полугодие (включая период новорождённости) и второе полугодие. Каждый из этих периодов характеризуется своими отличительными особенностями различных сторон психики ребёнка.

      Настоящее пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, студентам педагогических вузов.

 

 

Рекомендации родителям и педагогам

         Автор-составитель К.Ю. Белая

      В пособии рассматриваются вопросы, связанные с правильным воспитанием и развитием ребёнка от рождения до 1 года. В книге вы найдёте советы и рекомендации по уходу и воспитанию ребёнка младенческого возраста, а также необходимые сведения о питании, гигиене, о психическом и физическом развитии малыша.

    Рекомендации адресованы родителям, педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических вузов, гувернёрам.

 

 

 

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

В пособии описаны разные типы дидактических игр для детей 2–4 лет (игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, соревнования).  Обучающие задачи этих игр различны — это развитие нравственных и волевых качеств личности, целенаправленного восприятия внешних признаков предметов и активизация внимания, памяти, мышления, речи.