Концепция развития психологической службы до 2025 года.

Психологическая служба ДОУ   — одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.

 Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.             

     Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. 

     Цель психологического сопровождения в ДОУ —  Содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

         Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
  • психологическое обеспечение образовательных программ.

     Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

     Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю ДОУ.

    В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в советах педагогов и «школах профессионального мастерства», проведение семинаров, психолого-медико-педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания — ознакомление родителей:

— с психологическими, возрастными особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;                         

— с особенностями подготовки детей к ДОУ;

— с прохождением детьми адаптационного периода в младших групп;

— с особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;

— с преодолением трудностей, связанных с личностным развитием и особенностями поведения воспитанников.

  1. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
  2. Выпуск памяток для родителей по вопросу воспитания детей.
  3. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.          

    Коррекционно-развивающей работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется профилактическая и диагностическая работа.     

    Ключевые вопросы деятельности психологической службы МБДОУ «Детский сад № 25»: адаптация детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, работа с детьми ОВЗ (дети, имеющие нарушения речи), работа с детьми «группы риска», подготовка детей к школьному обучению.            

     Основные направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

    Направления  деятельности психологической службы, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, социальными службами ЗАТО Северск).                                                  

       Направления психологической службы.  

  1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В рамках психодиагностического направления осуществляется:

— Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;

— Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);

— Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;

— Диагностика воспитанников подготовительной и речевой групп  с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;

— Диагностика психического развития детей с целью организации коррекционно-развивающей работы;

— Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и  организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;

— Диагностика воспитанников в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) ДОУ;

— Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.

В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  1. Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;

— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

— отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

— содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

     Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществляется через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

    Работа с детьми «группы риска» реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы («Кактус», М.А. Панфилова, «Страхи в домиках» А.И. Захаров, «Лесенка» В.Г.Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный «Рисунок человека», «Рисунок семьи»), выявление детей, несущих груз семейных проблем.

    Психологическая коррекция детей «группы риска» традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг «развитие навыков общения, формирования уверенности в себе», «снижение агрессивности, вспыльчивости», «снижение гиперактивности».

  1. Коррекционная и развивающая работа.Этому направлению уделяется самое большое значение.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

    Коррекционная работа  строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. 

    Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она  стремится к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

    Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ:  работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.

    Детям, имеющим речевые нарушения, предлагается пройти ПМПК УО с целью предоставления места в группе компенсирующей направленности. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

    В данном направлении реализуется:

— Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;

—  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;

— Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

— Индивидуальные занятия с детьми, имеющими особенности в развитии.

— Проведение занятий с детьми всех возрастных групп с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».

  1. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществляется по следующей тематики:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
  • Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
  • Участие и активная работа в ПМПк ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
  • Психолого-медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: «Игровая деятельность», «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Контроль за нервно-психическим развитием», «Факторы риска в развитии ребёнка» и пр);
  • Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
  1. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

    Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

    Проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов;

   Осуществляется систематизированное психологическое просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний  согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы информационные уголки  «Советы психолога».

    Реализация вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми родителями и педагогами нашего ДОУ.

    Таким образом, созданная система психологического  сопровождения помогает оказывать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Основные направления работы:

  1. Диагностическое.
  2. Коррекционно-развивающее.
  3. Консультативное.
  4. Просветительское и превентивное.

Формы работы:

  • наблюдение
  • беседа
  • анкетирование
  • развивающие занятия
  • тренинги
  • консультации.

Диагностическое.

Работа с детьми           

  1. Диагностика нервно-психического развития. 
  2. Диагностика интеллектуального развития. (Методика С.Д. Забрамная).
  3. Диагностика личностных особенностей детей. (Самооценка О.В.Хухлаева).
  4. Диагностика уровня   психологической готовности детей к обучению в школе. (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго)
  5. Диагностика эмоциональной сферы.

(Методика Л.П. Стрелковой).

  1. Изучение психологических особенностей детей, с использованием  психолого-диагностических методик: наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса, беседы и другие.      

По запросу родителей, педагогов      

В течение года

Работа с педагогами  

В течение года

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей, вновь прибывших детей.
  2. Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
  3. Анкетирование «Удовлетворённость работой ДОУ».
  4. Диагностика.             

 По запросу родителей, педагогов, администрации.

 В течение года

Коррекционно-развивающее.

Работа с детьми           

  1. Психологическое сопровождение процесса адаптации. (А.С. Роньжина).
  2. Психогимнастика (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова).
  3. Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева).
  4. Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере. (Авторизованная программа «В стране эмоций).
  5. Индивидуальные развивающие занятия с «трудными» детьми, в сфере общения и поведения (Р.Р.Калинина).
  6. Сказко — и пескотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Ю. Епанчинцева)
  7. Индивидуальные развивающие занятия с детьми.

По запросу родителей, педагогов.     

В течение года

Работа с родителями

  1. Курс–занятий   клуба для родителей  «Мы вместе»
  2. Психолого-педагогические встречи «В детский сад с мамой».

Консультативная.

Работа с педагогами  

  1. Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду.
  2. Консультации по результатам психодиагностики.
  3. «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
  4. Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам.        

5.Индивидуальное консультирование.

По запросу

Работа с родителями

  1. Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей.
  2. Групповая консультация «Роль родителей в процессе адаптации».
  3. Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания.
  4. Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы.           

Психопрофилактическая работа.

Работа с педагогами  

  1. Коммуникативный тренинг.
  2. Цикл тренингов  «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»
  3. Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников.
  4. Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ.         

Согласно годовому плану ДОУ

5.Психопросвещение.

Работа с родителями

  1. Оформление стенда «Это полезно знать» и групповые родительские уголки по темам:
  • «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»
  • «Как бороться с детской истерикой»
  • « Как правильно хвалить ребенка»
  • «Ребёнок у экрана»
  • «Как родителям помочь застенчивому ребенку»
  • «Ребёнок с синдромом гиперактивности»
  • «Агрессивный ребёнок»
  • «Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет»
  • «Скоро в школу».

В течение года

Организационно-методическая работа

  1. Участие в конкурсах ДОУ  района и области.
  2. Планирование деятельности, ведение отчётной документации.
  3. Посещение и выступление на районных методических объединениях.
  4. Выступление на педсоветах.
  5. Выступление на родительских собраниях.
  6. Подготовка материалов на информационные стенды.   
  7. Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.  
  8. Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков.
  9. Подготовка   и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения.     
  10. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.