Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (АООП для детей с ТНР)

Краткая презентация АОП ДОУ для родителей

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1022.. Зарегистрирована в Минюсте 27.01.2023, рег.№ 72149) (ссылка)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи  МБДОУ «Детский сад № 25» (ссылка)

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе.

Адаптированная  образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее — АОП ДО) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 25», в в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

АОП ДО МБДОУ «Детский сад № 25» разработана в соответствии с Федеральной адаптированной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022 ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — Стандарт), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.

АОП ДО для обучающихся с ТНР является документом, самостоятельно разработанным МБДОУ «Детский сад № 25».

Структура АОП ДО для обучающихся с ТНР в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел АОП ДО для обучающихся с ТНР включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел АОП ДО для обучающихся с ТНР включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие; а так же формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно- пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции тяжелых нарушений речи обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).

АОП ДО для обучающихся с ТНР определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

  1. Предметная деятельность.
  2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
  3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
  4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Программа коррекционно-развивающей работы:

  1. Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
  2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
  3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Организационный раздел АОП ДО для обучающихся с ТНР содержит психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МБДОУ.

Объем обязательной части АОП ДО для обучающихся с ТНР составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.

Описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

АОП ДО для обучающихся с ТНР содержит развивающее оценивание достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации программы МБДОУ. Система оценивания качества реализации программы МБДОУ направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.

АОП ДО для обучающихся с ТНР разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.

Категории детей, на которых ориентирована Программа

в том числе категории  детей с ограниченными возможностями здоровья

Группа Направленность групп Возраст детей Количество детей
№13 Компенсирующая (ОНР) 5-7 лет 10
№ 14 Компенсирующая (ОНР) 6-7лет 10
№ 15 Компенсирующая (ОНР) 6-7 лет 10
№ 16 Компенсирующая (ОНР+нарушения слуха) 5-6лет 10
№ 17 Компенсирующая (ОНР) 5-6 лет 10
№ 18 Компенсирующая (ОНР) 4-5 лет 10
№ 19 Компенсирующая (ОНР+заикание) 5-7 лет 10
№ 9 Компенсирующая (ОНР) 5-7 лет 10

Перечень основных программ

— Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 07.12.2017);

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В.Лопатиной – Спб., 2014;

— Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой.- М: Мозаика-синтез, 2014г.

Перечень дополнительных программ

— «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под ред. Н.Ю.Куражевой. — СПб.:Речь, 2014

— «Юный эколог» (Автор С.Н. Николаева) ;

— «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авторы  Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

— Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Букварик» (Автор — Шевченко Н.А., учитель-логопед)

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равная ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

  • формирование психолого — педагогических знаний родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  • изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН-2023-2024-учебный год (группы компенсирующей направленности)

Циклограмма занятий на 2023-2024 учебный год

Режим и распорядок дня на 2023-2024 учебный год