Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (АООП для детей с ТНР)
Краткая презентация АОП ДОУ для родителей
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1022.. Зарегистрирована в Минюсте 27.01.2023, рег.№ 72149) (ссылка)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад № 25» (ссылка)
Аннотация к адаптированной основной образовательной программе.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее — АОП ДО) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 25», в в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
АОП ДО МБДОУ «Детский сад № 25» разработана в соответствии с Федеральной адаптированной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022 ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — Стандарт), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
АОП ДО для обучающихся с ТНР является документом, самостоятельно разработанным МБДОУ «Детский сад № 25».
Структура АОП ДО для обучающихся с ТНР в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел АОП ДО для обучающихся с ТНР включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел АОП ДО для обучающихся с ТНР включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие; а так же формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно- пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции тяжелых нарушений речи обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающихся с ТНР определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
- Предметная деятельность.
- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
- Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
- Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Программа коррекционно-развивающей работы:
- Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
- Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
- Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Организационный раздел АОП ДО для обучающихся с ТНР содержит психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МБДОУ.
Объем обязательной части АОП ДО для обучающихся с ТНР составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
АОП ДО для обучающихся с ТНР содержит развивающее оценивание достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации программы МБДОУ. Система оценивания качества реализации программы МБДОУ направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.
АОП ДО для обучающихся с ТНР разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.
Категории детей, на которых ориентирована Программа
в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья
Группа | Направленность групп | Возраст детей | Количество детей |
№13 | Компенсирующая (ОНР) | 5-7 лет | 10 |
№ 14 | Компенсирующая (ОНР) | 6-7лет | 10 |
№ 15 | Компенсирующая (ОНР) | 6-7 лет | 10 |
№ 16 | Компенсирующая (ОНР+нарушения слуха) | 5-6лет | 10 |
№ 17 | Компенсирующая (ОНР) | 5-6 лет | 10 |
№ 18 | Компенсирующая (ОНР) | 4-5 лет | 10 |
№ 19 | Компенсирующая (ОНР+заикание) | 5-7 лет | 10 |
№ 9 | Компенсирующая (ОНР) | 5-7 лет | 10 |
Перечень основных программ
— Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 07.12.2017);
— Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В.Лопатиной – Спб., 2014;
— Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой.- М: Мозаика-синтез, 2014г.
Перечень дополнительных программ
— «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под ред. Н.Ю.Куражевой. — СПб.:Речь, 2014
— «Юный эколог» (Автор С.Н. Николаева) ;
— «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
- формирование психолого — педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН-2023-2024-учебный год (группы компенсирующей направленности)