Аннотация к адаптированной основной образовательной программе.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее — Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 25» (далее – Учреждение), в в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу).
В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Общие сведения об Учреждении:
Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25».
Место нахождения учреждения: 634039, Россия, Томская область, город Северск, улица Куйбышева, 13а. Место осуществления образовательной деятельности: 634039, Россия, Томская область, город Северск, улица Куйбышева, 17а, ул. Ленина, 56.
Режим работы – 10,5 часов, пребывание детей с 07.30 до 18.00 часов.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: № 521 от 12.01.2012, серия А № 0000775, бессрочная.
Устав зарегистрирован 03.03.2015.
Одно из приоритетных направлений деятельности МБДОУ «Детский сад № 25» — решение специальных (коррекционных задач):
- обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, сенсорные нарушения), оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Все направления коррекционной и образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, речевое развитие глубоко проникает во все сферы и виды деятельности детей, поэтому целесообразно рассматривать коррекцию, обучение и развитие как целостную структуру, единый коррекционно-образовательный процесс, при организации которого обязательным условием является логопедизация его содержания.
Категории детей, на которых ориентирована Программа
в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья
Группа | Направленность групп | Возраст детей | Количество детей |
№13 | Компенсирующая (ОНР) | 5-7 лет | 10 |
№ 14 | Компенсирующая (ОНР) | 6-7лет | 10 |
№ 15 | Компенсирующая (ОНР) | 6-7 лет | 10 |
№ 16 | Компенсирующая (ОНР+нарушения слуха) | 5-6лет | 10 |
№ 17 | Компенсирующая (ОНР) | 5-6 лет | 10 |
№ 18 | Компенсирующая (ОНР) | 4-5 лет | 10 |
№ 19 | Компенсирующая (ОНР+заикание) | 5-7 лет | 10 |
№ 9 | Компенсирующая (ОНР) | 5-7 лет | 10 |
Перечень основных программ
— Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 07.12.2017);
— Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В.Лопатиной – Спб., 2014;
— Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой.- М: Мозаика-синтез, 2014г.
Перечень дополнительных программ
— «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под ред. Н.Ю.Куражевой. — СПб.:Речь, 2014
— «Юный эколог» (Автор С.Н. Николаева) ;
— «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
- формирование психолого — педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.